Противоударные часы: история, мифы и реальность

05-07-2010

На сегодняшний день противоударные свойства являются фактически базовой опцией, предлагаемой своим клиентам мануфактурами не только сегмента haute horlogerie, но и среднего и низкого сегментов. А потребитель двадцать первого века, привыкший к техническому прогрессу и высокому запасу прочности современного мира ошибочно полагает, что характеристика «противоударные» в паспорте часов является прямым предложением беззаботно подвергать часы любым физическим перегрузкам в виде ударов, нажимов, падений и д.р

 

Но, как показывает практика, такое мнение ошибочно. Попробуем разобраться, что такое ударопрочность часов, и какие гарантии предлагает производитель, выпускающий продукцию с такой маркировкой.

 


Пионером в вопросе ударопрочности, как и во многих других часовых хитростях, подобных турбийону или знаменитой спирали, названной в честь её открывателя, выступил легендарный Абрахам-Луи Бреге на заре девятнадцатого века. Согласно легенде, в свое время талантливый часовщик, на века опережавший своей мыслью развитие часового ремесла, вызвал смятение у публики, удивленно наблюдавшей за тем, как чудаковатый мастер швырнул свои часы на пол. Но когда Бреге невозмутимо поднял «безнадёжные» по меркам того времени карманные часы с пола и продемонстрировал всем собравшимся, что удар не никак не повлиял ни на внешний вид, ни на точность хода часов, собравшиеся буквально потеряли дар речи. 

 

 

Дело в том, что одними из наиболее тонких и уязвимых деталей в механических часах всех видов являются цапфы оси баланса, от точности хода и работоспособности которых во многом зависит точность и надёжность часов. Изобретательный Бреге разработал устройство, защищающее цапфы от физического воздействия. Поскольку в отличие от наручных карманные часы чаще падали, чем бились об стол или другие предметы, своё революционное изобретение Бреге так и назвал – парашют, что в переводе с французского означает «защищающий от падения».

 

Как и некоторые другие великие изобретения Бреге, парашют был предан забвению после ухода из жизни великого мастера, и полезное изобретение почти 140 лет «пылилось на полке», дожидаясь своего звездного часа. Ещё в начале прошлого века ударопрочность считали усложнением из разряда высшего часового искусства. Часы были достаточно хрупкими, часто выходили из строя или требовали корректировки времени, вызванной внешними воздействием. Благо, в те времена часы были преимущественно карманными – мода на наручные часы ворвалась в нашу жизнь ближе ко второй половине XX века,  а карманные часы намного меньше подвержены различным «катаклизмам», чем наручные. Двадцать часов в сутки находящиеся в состоянии покоя, лежащие на полке или уютно устроившиеся в кармане у хозяина, карманные часы могут разве что выпасть из рук. Но изобретательные часовщики предусмотрели такую возможность и снабдили часы цепочкой, крепившейся к карману жилета.

 

Благодаря возникшей моде на наручные часы, испытывающие перегрузки на запястье своих хозяев сродни космонавтам в центрифуге, вопрос устойчивости часов к механическим воздействиям стал снова актуален. Незапатентованное изобретение А.Л. Бреге подхватили ведущие производители часовых комплектующих. Но прежде чем окунуться в пучину технических подробностей противоударной системы часов, а также технологических отличий разных производителей запатентованных систем и материалов, хотелось бы вернуться к самой сути вопроса – что же такое «ударопрочность»?


Следуя логике, ударопрочные часы – это часы, способные без ущерба для своего хода и внешнего вида переносить внешние физические воздействия в виде ударов, падений и нажимов. Разумеется, в определенных пределах, установленных Международной Организацией по стандартизации. ISO 1413 Horology является общепринятым стандартом, определяющим точные нагрузки и допустимые отклонения среднесуточной погрешности хода, которому должны соответствовать любые ударопрочные часы.

 

Согласно ISO 1413 Horology, часы должны испытать нагрузку в 5 килоджоулей. Для этого часы тестируют на маятниковом устройстве, имеющем на конце молоточек весом в три килограмма. Таким молоточком часы ударяют в районе девятичасовой метки и ещё один раз перпендикулярно в стекло циферблата со скоростью 4,43 м/с. При этом часы должны сохранить точность хода в диапазоне +/- 60 секунд в сутки по сравнению с замерами до тестовых нагрузок. Эти же нормативы с недавнего времени утверждены стандартом ISO 6425, задающим стандарты часов для дайвинга.


Таким образом, становится понятно, что сам стандарт ударопрочности ISO 1413 многого не обещает. Во-первых, нагрузка в пять килоджоулей равносильна падению часов на деревянный пол с высоты всего в один метр. Поэтому часы, сломавшиеся после падения на бетонный пол с полутораметровой высоты можно назвать удовлетворяющим стандартам. Также очевидно, что стандарты не распространяются на сохранение первонального внешнего вида после испытанных нагрузок. Конечно, часы с разбитым стеклом после испытания лобовым ударом не пройдут испытания, равно как и часы, давшие трещины и крупные сколы по корпусу. Мелкие сколы, потёртости и микротрещины –об этом ISO 1413 умалчивает. Даже дайверский стандарт ISO 6425 в этом отношение может поведать нам больше подробностей.
Однако, не стоит забывать о том, что ведущие часовые мануфактуры, как правило, обещают больше установленных законодательством норм. Все уважающие себя швейцарские бренды обеспечивают большую ударопрочность и принимают на гарантийное обслуживание часы, испытавшие намного более серьезные нагрузки, чем пять килоджоулей. Пожалуй, на этом официально-законодательную часть вопроса можно завершить и перейти к рассказу о противоударной системе.


Вначале рассмотрим защиту самого механизма. Как было сказано выше, цапфы – самые хрупкие детали, работа которых очень сильно влияет на точность хода часов. Поэтому, при всём существующем многообразии противоударных систем и их производителей суть их действия всегда одна и та же – защита цапф от соприкосновения с другими более жёсткими деталями во время удара или падения.

 

 

Для этого ось баланса «А» оснащается специальными защитными заплечиками «Г». Камни «Б» и закреплённый на подвижной опоре «Д» подвижны: «Б» только вверх, а на опорах «Д» - и вверх, и в сторону. Подвижность наружного камня обеспечивается скобой «В», пружинящие свойства которой позволяют камню беспрепятственно подниматься и опускаться по вертикальной оси. Таково принципиальное устройство противоударной системы защиты оси баланса.


Теперь рассмотрим противоударное устройство в действии. При лобовом ударе, ось начинает подниматься вверх, продавливая своим прочным верхним концом камень «Б» вверх. Движение либо заканчивается за счёт малой силы удара и инерции системы, либо продолжается вплоть до соприкосновения заплечиков оси с прочным внутренним радиусом колеса баланса. При окончании движения пружинистая скоба «В» возвращает всю систему в обратном направлении вплоть до полного её выпрямления.

 

 

Боковое воздействие приводит к смещению оси влево или вправо, в зависимости от направленности удара. Подрессоренная ось свободно двигается в заданном ударом направлении либо до остановки движения малого удара, либо до прижимания прочных заплечиков «Г» в прочную стенку внутреннего радиуса балансового колеса.


Такова "начинка" любого известного на сегодняшний день противоударного устройства часов. Естественно, что жизненное пространство куда более многогранно, чем двуосное движение по вертикали и горизонтали. Комбинаторика направления удара может быть любой – принципы действия в вертикали и горизонтали не вступают в противодействие друг с другом.


Возвращаясь к вопросу существующих систем, вспомним 1933 год, когда часовая фирма Universal Escapement Ltd. получила патент на противоударное устройство. Изобретение было названо Incabloc. На сегодняшний день швейцарский производитель противоударных систем Incabloc, S.A создает такие устройства для более чем половины часового рынка. Устройства Incabloc, Incabloc + и Novodiac широко применяются ведущими часовыми брендами Швейцарии и всего часового мира.

Противоударный механизм Incabloc известен своей точностью и принципиально отличается от всех существующих аналогов своей запатентованной подвижной пружинистой скобой лирообразной формы. Скоба такой формы и качества, закреплённая лишь с одного конца, обеспечивает всему механизму максимально допустимые на сегодняшний день амплитуды отклонений от спокойного положения. А это значит, что потеря точности хода, а также сила воздействия на часовой механизм минимальны по сравнению со другими предлагаемыми на рынке вариантами.

 

 


Incabloc + - это просто система Incabloc в полной сборке со всем механизмом баланса. Novodiac – это более простая система со скобой трёхлистником, крепящейся на трёх точках опоры. Помимо свободы хода всего противоударного механизма, что неизменно сказывается на точности и прочности часов, система более трудоёмка с точки зрения монтажа-демонтажа, что сказывается на сервисе и послепродажном обслуживание. Такая система преимущественно применяется в часах низового сегмента, а также в калибрах ETA класса «эконом» и «стандарт».

 

ETA имеет собственную противоударную систему Etachoc, основанную на трёхточечной скобе. Эта система, наравне с механизмом Novodiac, применяется в калибрах ETA, предназначенных для часов низового сегмента. Мировой гигант Rolex вложил деньги в собственную разработку Kif Parachoc, которая является противоударной системой, основанной на трёхточечной скобе. Однако применение более качественных материалов и более точная отладка и настройка механизмов делают их вполне достойными часов среднего сегмента и класса люкс. Из других часовых мануфактур собственными разработками отметились, пожалуй, лишь Seiko, Casio и Citizen и создали Diashock, Shokresist и Parashock соответственно.

 

Завершая тему противоударной защиты механизма часов, необходимо рассказать о ее применении в комбинации с разными противоударными системами различных сплавов, имеющих собственные патенты.

 

 

Glucydur


Первое место по праву занимает Glucydur. Этот сплав используется для изготовления балансового колеса часов самого высокого класса haute horlogerie, как правило, в комбинации с системой Incabloc. Запатентованный материал является
бронзовым бериллием – сплавом бериллия, меди и железа.

 

Более экономичный аналог Nivarox является кобальт-никелевым сплавом с примесью хрома. Как и его более ранние предшественники Invar и Elivar, Nivarox применяется для изготовления пружины баланса. Название сплава – это аббревиатура, полученная из первых букв немецких слов Nicht Variable Oxydfest («не изменяющийся, не окисляющийся»). Маркируется согласно своему составу – существует Nivarox 2 с добавлением титана и повышенными характеристиками сохранения неизменной упругости в разных состояниях завода пружины. Правами на сплав обладает швейцарская компания Nivarox-FAR, которая специализируется на выпуске волосковых пружин для часов. На сегодняшний день компания входит в состав международного часового концерна Swatch Group. В последнее время позиции Nivarox в верхнем сегменте часового рынка значительно пошатнулись – часовые мастера отдают предпочтения новой разработке. Сплав Anachron превосходит своего никеле-кобальто-хромового собрата по термостойкости и многим другим техническим характеристикам, влияющим на стабильность работы пружины.

 

Итак, с внутренним устройством противоударной системы мы разобрались. Что касается внешней защиты, в этом в этом направлении патентов и наработок намного меньше.


Качество корпуса и финишного покрытия также будет влиять на степень ударопрочности. Цельнолитой корпус  лучше защищает механизм и меньше подвержен деформации. Желаемое покрытие корпуса - родирование или PVD, поскольку часы с таким покрытием достаточно сложно поцарапать.

 

Лекарства от всех бед не существует и, если ваши часы будут регулярно проходить «проверку на прочность» в виде частых падений и ударов, визитов в мастерскую за дорогостоящим ремонтом не избежать. Не забывайет о том, что даже обладающие максимально высоким уровнем ударопрочности часы требуют бережного отношения.


© Copyright 2018. WatchNews All rights reserved.