Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году компания Rolex выпустила первые наручные автоматические часы. Правда, их массовое производство началось только через 20 лет, но с тех пор, благодаря удобству, автоподзавод завоевал огромную популярность. Источником энергии в механических часах является пружина. В обычных часах она заводится вручную: вращение головки через систему колес передается на вал барабана. Как же заставить часы заводиться самостоятельно?
Если в спичечный коробок положить камушек и потрясти, камушек будет двигаться внутри коробка. Перемещаться его заставляют инерция и сила тяжести. Часы с автоподзаводом в чем-то похожи на коробок. В них тоже есть «камушек» — закрепленный на оси металлический груз, обычно выполненный в форме сектора. Центр тяжести сектора смещен к краю, и при любых движениях руки он поворачивается вокруг оси, заводя через систему шестерен пружину часов.
Чтобы сектор мог преодолеть сопротивление пружины и завести часы, он должен обладать большой инерцией. Поэтому сектор изготавливают из двух частей: тонкой легкой верхней пластины и полукольца из тяжелого вольфрамового сплава. Диаметр сектора стараются сделать максимально возможным. Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, независимо оттого, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полном заводе внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерного завода и поломки. Иногда, заводя такие часы, можно услышать легкие щелчки — это звук проскальзывающей пружины.
Сколько махов руками или сколько шагов необходимо сделать, чтобы часы с автоподзаводом оказались полностью заведенными? Чтобы ответить на этот вопрос, мы взяли самые доступные часы с автоподзаводом и индикатором запаса хода — ORIENT 2EWO3OO5. Вооружившись шагомером, мы через какое-то число шагов записывали показания индикатора запаса хода. В таблице приведены результаты нашего эксперимента. Безусловно, это данные для конкретных часов и конкретного человека, а другая модель или даже человек с другой походкой предемонстрируют другие результаты. Нелинейная зависимость между числом шагов и степенью завода — отражение нарастающего усилия пружины. Напомним, что большинство производителей говорят, что для полного завода пружины часы необходимо носить около 8 часов.
Сколько шагов нужно сделать, чтобы завести часы с автоподзаводом? | |
Шаги | Показания индикаторов запаса |
100 | 10 |
240 | 20 |
310 | 24 |
450 | 30 |
700 | 40 |
Основное достоинство часов с автоподзаводом состоит в том, что их не надо ежедневно заводить. Но имеются еще два небольших преимущества. Сектор постоянно поддерживает пружину в состоянии, близком к полному заводу, а это позволяет достичь лучшей точности. Второе преиму¬щество связано с водонепроницаемостью. Втулка заводной головки — одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь.
Механизмы с автоподзаводом и ручным заводом
Автоподзавод — довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью возрастает и вероятность поломок, кроме того, часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах. Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов. Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам - бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры.
Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов оснащены системой автоподзавода. Исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели: в дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости, а в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину посредством добавления автоподзавода будет неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и более мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести. Таким образом, дорогие часы нередко оснащены механизмом с ручным заводом.
В большинстве современных часов сектор свободно вращается на 360°, во многих старых моделях угол его поворота был ограничен специальными амортизирующими упорами. Сектор может быть расположен в центре часов или смещен в сторону. Чтобы достичь наибольшего КПД, сектор делают максимального радиуса, а его ось располагают в центре механизма. Но во многих сложных дорогих часах используют сектор небольшого размера, ось которого
смещена к краю. Сектор автоподзавода может вращаться в любом направлении.
Односторонний автоподзавод
Некоторые механизмы имеют специальное реверсивное устройство, преобразующее двухстороннее вращение сектора в одностороннее вращение вала барабана. В некоторых завод производится только при движении сектора в одном направлении, а обратное движение происходит вхолостую. Механизмы с реверсивным устройством сложнее, но теоре¬тически имеют больший КПД. На практике эффективность обоих типов в некоторых случаях равна из-за потерь энергии, происходящих при переключении реверсивного устройства при смене направления дви¬жения сектора. Механизмы с однонаправленным заводом установлены, например, в некоторых моделях Romanson.
Большинство часов с автоподзаводом можно завести и обычным путем, с помощью головки, но не все. Трудно сказать, влияет ли наличие или отсутствие такой возможности на сложность, стоимость или надежность механизма. Заводить часы с автоподзаводом следует медленно, чтобы не испортить детали механизма. Как уже говорилось, сектор стремятся сделать максимально тяжелым, применяя для этого различные мате¬риалы. В большинстве часов он сделан из специального вольфрамового сплава, в самых дешевых — из латуни, а в некоторых особо дорогих моделях, чтобы подчеркнуть класс и стоимость часов, сектор изготавливают из золота.
Сектор является самой тяжелой деталью механизма, его опоры при работе испытывают большие нагрузки. Надежность часов зависит от качества этих опор: в старых конструкциях автоподзавода использовали опоры скольжения, а в современных — опоры качения, т.е. шарикоподшипники. Это не только увеличивает надежность, но и в несколько раз уменьшает трение.
Если у человека одни часы, которые он носит каждый день, и этот человек ведет актив¬ный образ жизни, автоподзавод для него – идеальный вариант. При достаточной точно¬сти хода владелец часов будет прикасаться к заводной головке только раз в несколько недель. А если двигательная активность человека мала, то часы могут не успевать заводиться и будут останавливаться. Например, для пенсионера, большую часть дня проводящего дома на диване у телевизора, такие часы не совсем подходят.
Разумеется, делая выбор в пользу покупки кварцевых, механических часов или часов с ручным заводом каждый из нас далеко не всегда руководствуется соображениями практичности и удобства. Сделать правильный выбор вам поможет еще одна опубликованная на нашем сайте статья, после прочтения которой вы будете обладать достаточно полной информацией для принятия взвешенного решения.
Татьяна04-09-2016 01:07 Спасибо, вы даже не представляете, как мне помогли. Ваша статья дорогого стоит! И в прямом и переносном смысле.... Ответить |
Татьяна04-09-2016 01:06 Спасибо, вы даже не представляете, как мне помогли. Ваша статья дорогого стоит! И в прямом и переносном смысле.... Ответить |
Павел02-08-2015 10:45 Спасибо за статью! Пытался завести Orient EM0401UD с автоподзаводом вращением головки, но она просто прокручивается в холостую, покачал немного часами и они пошли, думал, что можно головкой заводить, оказалось нельзя. Ответить |
Саня21-01-2015 13:56 Доброго времени суток. Помогите пожалуйста завести часы ориент с автоподзаводом (очень долго лежали, с руки не заводятся. Заранее премного благодарен. Ответить |
Евгений10-05-2014 14:17 Спасибо автору за статью, очень помогла! Ответить |
Евгений10-05-2014 14:16 Спасибо автору за статью, очень помогла! Ответить |
боробок05-12-2013 07:05 Очень доступно и грамотно! Спасибо. Хотел выбрасывать Омегу007 - нехатало подзавода и к утру останавливались. В отпуске больше двигался и проблема отпала. Хотя по паспорту запас 60 часов Ответить |
Рафаэль10-10-2013 21:36 Спасибо автору.полезная статья.так как вчера починил старые командирские часы_) Ответить |
Рафаэль10-10-2013 21:35 Спасибо автору.полезная статья.так как вчера починил старые командирские часы_) Ответить |
Петрович21-02-2013 17:02 Спасибо.Наконец то разобрался, всё понятно написано, а то пытался заводить ключом(в магазине сказали можно)Orient FER 2700BB0 и ничего не получалось.Ещё раз спасибо за статью. Ответить |
Михаил15-08-2012 10:18 Статья очень хорошая спасибо, очень помогла Ответить |
юлия18-12-2011 20:47 Спасибо за статью. Очень лаконично, доступно и содержательно. Все что нужно и сразу. Помогли. Ответить |
01-01-1970 03:00 Ответить |
01-01-1970 03:00 Ответить |
макс23-06-2011 21:25 очень хорошая статья, помогла разобраться с покупкой часов! Ответить |
Компания Vacheron Constantin представила свой очередной шедевр - модель Toledo 1951, олицетворяющую собой собой целую эпоху и как один из сам...
03.10Желающим приобрести новую модель TimeWalker World-Time Sinosphere от компании Montblanc придется не только поспешить (изготовлено всего 88 эк...
03.10Вчера |
Agewnawl —
Freelancer Visible Balance Wheel от Raymond Well ...
Reliable forum posts. Cheers. legitimate canadian pharmacy |
07.02 |
Allenmew —
Intenso Chronograph от Raymond Weil...
|
02.02 |
Olegaxionee —
Raymond Weil дарит 5 000 долларов за точность...
Регистрация |
03.01 |
vbfqksxFraucky —
Саймон Бейкер пополнил список посланников элегантности Longi...
Hello. And Bye. |
28.12 |
EveHogy —
Новая коллекция Ocean Sport от Harry Winston...
Hello. And Bye. |
09.03 |
Верблюд-Архитектор —
Как Вы относитесь к "копиям часов" (подделкам)?...
|
09.03 |
KrevedKO —
Как отличить часы подделку от настоящих?...
|
29.02 |
Верблюд-Архитектор —
Белый каучук
|
29.02 |
Жан-Себастьян —
Кто какие часы носит из форумчан и хотел бы носить!!...
|
26.02 |
Critter —
Где недорого и качественно отремонтировать часы?...
|
Если вы хотите быть в курсе последних новостей про часы, тогда вам стоит подписать на рассылку новостей. Для этого достаточно зарегистрироваться в нашем сайте про элитные наручные часы или авторизироваться. Проделав эти действия вы всегда будете знать какие швейцарские часы сейчас актуальны и какие часы станут неудачной покупкой.
Добавить комментарий